Вода в решете
"Москва - мировой лидер среди мегаполисов по стоимости услуг связи", - заявил Александр Горбатько. Согласно последнему исследованию Networked Society City Index, проведенному Ericsson, средняя стоимость мобильного интернета в Москве в 7,7 раза ниже, чем в Нью-Йорке. Три гигабайта трафика в Нью-Йорке стоят 1 926 рублей, в Сингапуре - 1 855 рублей, в Лондоне - 1 926 рублей, в Барселоне - 991 рубль, а в Москве - всего 250 рублей.
Как отметил замруководителя ДИТ Москвы, общему снижению цен на услуги мобильной связи в столичном регионе способствовал выход на столичный рынок четвертого оператора мобильной связи Tele2.
"Два с небольшим года назад Tele2 выходила на столичный рынок с ценами на 25 - 40% ниже, чем у конкурентов, что повлияло на общее удешевление связи в регионе, − рассказал генеральный директор "Tele2 Москва" Игорь Жижикин. - При строительстве сети мы использовали самое современное оборудование и новейшие технологии - это сделало нашу технологическую инфраструктуру конкурентоспособной и качественной. Конечно же, наша работа в столице не могла не сказаться на других игроках отрасли".
"Появление Tele2 на московском рынке безусловно усилило конкуренцию, − считает Леонтий Букштейн, эксперт, шеф-редактор журнала "Мобильные телекоммуникации". - Это повлияло, во-первых, на общее снижение цен на связь в столице, а во-вторых, конкуренция послужила всеобщему улучшению качества связи в регионе. С приходом нового игрока операторы были вынуждены удерживать своих абонентов не только снижением стоимости, но и повышением качества своих услуг. За последние два-три года качество связи в Москве действительно улучшилось, это подтверждают регулярные замеры, которые проводят и телеком-эксперты, и Роскомнадзор. В целом, несмотря на то, что Москва - сложный город, с непростой инфраструктурой, качество голосовой связи и мобильного интернета в Москве - на довольно высоком уровне при сохранении низкого по сравнению с Европой уровня цен".
Общее количество базовых станций всех операторов мобильной связи в Москве превышает 60 тысяч, при этом около трети из них сотовые компании установили за последние 4 года. Все четыре оператора, работающие в столичном регионе, предоставляют услуги связи в современных стандартах 3G, 4G, на базе усовершенствованных технологий голосовой связи HD Voice и VoLTE. Три оператора (Tele2, "Мегафон", МТС) внедрили интеллектуальную систему SON, которая автоматически настраивает работу сети, Tele2 предоставляет связь в уникальном стандарте LTE-450, а "большая тройка" обладает технологией LTE-Advanced, которая позволяет развивать скорость мобильного интернета до 300 Мбит/с.
О снижении уровня цен на сотовую связь в Москве эксперты заявляли и ранее. В 2017 году это же подтвердило независимое аналитическое агентство ComNews Research: впервые за все годы исследования стоимости услуг сотовой связи в регионах России Москва и Московская область по ряду параметров вышли из десятки самых дорогих регионов.
Постановлением правительства устанавливается, что информация должна содержать исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению заявителем на подключение, реквизиты нормативных правовых актов, регулирующих соответствующий вид технологического присоединения. При этом запрещается требовать документы и сведения, не предусмотренные законом.
Новые правила унифицируют правила технического присоединения для застройщиков, поясняет Мария Литинецкая, управляющий партнер компании "Метриум". "Это очень важное новшество, ведь список требований по каждому проекту определялся "сетевиками" в индивидуальном порядке, что вело к массовым отказам в подключении коммуникаций", - говорит эксперт. Получается, что для каждого застройщика сетевая компания могла установить свои правила подключения.
"Теперь компаниям, оказывающим подобные услуги, будет намного сложнее дать отрицательный ответ, ссылаясь на технические проблемы. Нередко застройщику вовсе могут отказать в подключении, ссылаясь на недостаток мощностей, расширение которых в ближайшее время не планируется. В итоге сетевые компании предпринимают какие-либо меры только после шквала заявок и накопления критической массы обращений от нескольких девелоперов", - поясняет Мария Литинецкая. Унификация списка документов решит многие из этих проблем.
Однако не все проблемы застройщиков уйдут в прошлое. Подключение объекта капитального строительства до сих пор остается сложной и дорогостоящей процедурой, заранее узнать точные сроки которой, увы, практически невозможно, констатирует Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development. Из-за рекордного объема строительства сетевые организации не могут гарантировать точные сроки подключения, срывая сроки ввода домов в эксплуатацию, отмечает эксперт.
"Ранее девелоперы имели возможность пройти госкомиссию даже при подключении ресурсов по временной схеме. Сейчас же она может использоваться только на этапе строительных работ", - говорит Евгения Акимова.
Запрет на ввод домов по временной схеме призван защитить покупателей, для которых окончание временного договора, а с ним и отключение воды, становилось сюрпризом.
С вступлением в силу изменений застройщики получили дополнительную уверенность в том, что их дома получат необходимое присоединение к коммуникациям. Следующим шагом должно стать наведение порядка в сроках технического присоединения домов к сетям.
Неподалеку от железнодорожного вокзала в конце января прорвало транзитный водопровод, проходящий прямо под многоэтажным домом. Жители позвонили в управляющую компанию. Оказалось, у трубы нет хозяина, и УК не стала брать на себя ответственность за устранение аварии. Почти две недели вода текла, подмывая фундамент и разрушая дом. Лишь после вмешательства прокуратуры силами УК трубу все-таки починили. Госжилинспекции выдано предписание организовать сушку и уборку подвала.
Такие ситуации в Кургане не редкость. Всего в областном центре, по данным на декабрь 2017 года, было выявлено 55 бесхозных трубопроводов холодного и 21 горячего водоснабжения, 62 - водоотведения, 59 теплотрасс и 14 участков электросети. Из этого количества на учет поставлено 173 объекта, а право муниципальной собственности за пять лет (с 2013-го по 2017-й) зарегистрировано всего на 25. Цифры оптимизма не внушают.
История появления бесхозных объектов инфраструктуры одинакова почти во всех регионах. Большинство коммуникаций построено в советское время заводами, колхозами, совхозами, причем зачастую без проектов и документов о вводе в эксплуатацию. После приватизации в 1990-х имущество предприятий перешло к новым владельцам, а водопроводы и теплотрассы стали для них обузой. Их или просто списывали с баланса, или не включали в основной капитал, хотя при этом нередко продолжали ими пользоваться. Иногда даже ремонтировали, но в основном никто таким имуществом не занимался. Километры сетей принадлежали предприятиям-банкротам.
Часть бесхозного имущества, как ни странно, появилась уже в наше время. В пятом микрорайоне Кургана, например, в 2008 году сдали многоэтажный дом. До 2015-го все было нормально, а потом в квартирах вдруг пропала горячая вода. Как выяснилось, у застройщика истек срок гарантии после сдачи дома и трубопровод стал ему не нужен. Кстати, по закону вещь признается бесхозяйной, если не имеет собственника, если владелец неизвестен или сам отказался от права собственности.
- Действительно, зачем застройщику эта труба? - рассуждают жители, оказавшиеся в непростом положении. - Все затраты на ее прокладку он заложил в стоимость квадратного метра, а после продажи жилья вернул эти деньги.
Тем не менее жить в благоустроенных квартирах без горячей воды собственники не захотели, поэтому стали жаловаться во все инстанции. В 2016 году отрезок трубопровода от теплопункта до дома признали бесхозяйным и поставили на учет. Администрация города передала его на обслуживание генерирующей компании, но ресурсоснабжающая организация нормативы подачи горячей воды жителям дома не соблюдала. За это ее даже наказали штрафом. В декабре 2017-го по иску городского прокурора суд обязал компанию обеспечить потребителям качественную услугу.
Вроде бы вопрос решен, однако от подобных проблем не застрахованы жильцы многих других домов. В региональном департаменте строительства, госэкспертизы и ЖКХ считают: для предотвращения таких ситуаций местные власти должны озаботиться судьбой инженерно-технических сетей еще на стадии предоставления земельных участков и выдачи разрешений на строительство многоэтажек.
Ко всему прочему бесхозные сети создают жители частного сектора. Они прокладывают трубопроводы за свой счет, а узаконить их "забывают".
А вообще, подобные факты стали чаще фиксировать, когда резко увеличилась стоимость энергоресурсов, а рост тарифов был ограничен. Даже сами коммунальщики независимо от того, собственники они или пользователи, всеми возможными способами стали отказываться от такого имущества, некоторые намеренно пытаются вывести его в разряд бесхозного.
Между тем, учитывая курс на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, государство придает выявлению неучтенных сетей огромное значение: как правило, именно на ничейных участках и происходят потери тепла и воды.
В идеале все брошенные инженерные коммуникации должны быть переданы ресурсоснабжающим организациям. Но на деле не всегда получается. Администрация Кургана, например, с прошлого года пытается через арбитраж заставить "Водный союз" принять восемь бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей. Среди них многострадальный водопровод в поселке Сиреневом. Из-за частых аварий там постоянно отключают холодную воду и люди вынуждены пользоваться колонками. Правда, мэрия сама вначале не хотела признать бесхозяйной брошенную сеть и поставить ее на учет. Только по решению суда в 2016 году ей пришлось это сделать. А теперь уперлись коммунальщики.
- Как гарантирующая организация мы обязаны принять сети, которые присоединены к нашей системе и которые можно эксплуатировать, - поясняет и. о. гендиректора водоснабжающей компании Владимир Овсянников. - В данном случае водопровод полностью изношен, его нужно перекладывать, по сути, строить заново. У нас на это денег нет, а дополнительных средств никто не выделяет.
За три года компания приняла на баланс 26 объектов водоснабжения и 32 водоотведения в Кургане, Варгашах и Куртамыше. По словам руководителя, все затраты на бесхозные сети, по идее, должны включаться в тариф, за счет чего их можно ремонтировать и содержать. При таком раскладе проблем с бесхозом стало бы гораздо меньше. Однако утверждаемый государством предельный индекс коммунальных платежей ограничивает их рост, потому коммунальщики не видят смысла добровольно обрекать себя на головную боль. Между тем только в прошлом году компания устранила 24 аварии на переданных им сетях и 14 - на остающихся бесхозными. Это четверть всех аварийных ситуаций в Кургане.
По словам директора департамента финансов и имущества горадминистрации Игоря Зворыгина, хорошо бы, конечно, взять и одним махом заменить все старые трубы и передать их на обслуживание коммунальщикам. Однако состояние бюджета таково, что эта мечта остается пока несбыточной.
Между тем в Куртамышском районе, по данным областного департамента, еще в 2010 году сумели полностью решить проблему: здесь зарегистрировали все 134 бесхозных объекта.
Тем временем
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых объектов четко регламентирован положениями Гражданского кодекса РФ и приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года. В прокуратуре Курганской области считают: если ресурсоснабжающие организации и органы местного самоуправления будут его соблюдать, то ничейных объектов станет гораздо меньше. В прошлом году во время проверок надзорного ведомства было выявлено более 39 километров бесхозных инженерных коммуникаций, в том числе 38 километров водопроводов, около километра электросетей, 50 метров газопровода и две водонапорные башни.
Источник:https://rg.ru/2018/02/28/reg-urfo/v-zaurale-ne-smogli-reshit-problemu-beshoznyh-setej.html