Умный город, умный мэр, умный светофор

 Умный город, умный мэр, умный светофор
Появление "умных городов" в российских регионах - дело не такого уж далекого будущего. Концепцию программы Smart city представил Минстрой РФ на международном форуме в Калуге. Многие ее элементы уже внедряются в повседневную жизнь.

По словам координатора департамента городского планирования и дизайна программы ООН-Хабитат Шипры Наранг Сури, цель создания "умных городов" - в улучшении качества жизни граждан "...кубик за кубиком, как в популярной компьютерной игре "Майнкрафт". В качестве этих самых "кубиков" выступают ЖКХ и транспорт, общественная и экологическая безопасность, инфраструктура сетей связи, городское управление, а также сервисное обслуживание.

Согласно рейтингу, составленному компанией McKinsey&Company в июне прошлого года, в сфере технологической оснащенности Москва заняла 28-е место среди всех городов мира и девятое - в Европе. По уровню внедрения технологий "умного города" в жизнь горожан - восьмое место в мире и второе - в Европе (выше только Лондон). С точки зрения доступности "умных" решений столица заняла первое место на континенте. Госпрограмма "Информационный город" заработала здесь еще в 2012 году. За это время проведена информатизация и автоматизация отраслей городского хозяйства, появились ЕМИАС и МЭШ - фундаментальные уникальные информационные системы, аналогов которым нет в мире. Выросло количество сервисов и услуг, которые можно получить онлайн и на одном ресурсе - портале мэра и правительства Москвы.

Зачатки smart city есть во многих нестоличных городах. Появляются "умные диспетчерские", автоматически обрабатывающие обращения жителей. Например, в городе атомщиков Сарове, как рассказал "РГ" представитель "Русатома" Павел Подорожный, управление городом практически полностью оцифровано. По его словам, без дополнительных капитальных вложений удалось внедрить более 20 систем мониторинга.

- Ошибается тот, кто полагает, что технологии "умного города" предназначены только для крупных и успешных городов. Гораздо важнее внедрять цифровые решения в небогатых муниципалитетах, потому что они радикально повышают качество жизни и экономят деньги, - заметил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

"Умный город" - это прежде всего передовые технологии, которые позволят навести порядок в хозяйстве. К примеру, предлагается использовать беспилотники для кадастровой службы: с их помощью можно определить, какие территории "скрыты" от налогообложения. Также они помогут следить за экологической обстановкой в городе, регулировать дорожную ситуацию. Да и при создании 3d-моделей поселений они незаменимы.

Отечественные биометрические разработки считаются лучшими в мире. С их помощью можно создать безбарьерную среду: не надо все время носить с собой паспорт, можно не бояться забыть дома билет в театр или на поезд. Сегодня биометрические системы распознавания лиц уже размещены на стадионах десяти городов (к примеру, в Санкт-Петербурге, Казани, Туле): если болельщик однажды "засветился" как хулиган, его на трибуны не пустят. В ближайшее время биометрические билеты планируют ввести в Эрмитаже.

"Умные технологии" пришли и в ЖКХ. Так, в Калуге ведется ежедневный мониторинг уборки улиц: по словам мэра Дмитрия Разумовского, это улучшило качество работ процентов на 30. В Обнинске, который вместе с Калугой стал одним из "пилотов" проекта, планируют перенять цифровую транспортную систему французского города Монпелье. Она будет анализировать пассажиропоток, нагрузку на дорожную сеть и перенаправлять транспорт на наименее загруженные направления. При этом система, как рассказал мэр Обнинска Владислав Шапша, позволит структурировать работу частных и муниципальных перевозчиков.

В Новомосковске Тульской области действует единая диспетчерская, при обращении в которую система сама определяет, какую службу вызвать, и посылает на место ближайший экипаж - будь то скорая, полиция или машина коммунальных служб, а потом контролирует выполнение. В Рязани работает система автоматизированной оплаты проезда, а на остановках общественного транспорта можно посмотреть в режиме онлайн, где находится нужный автобус. Платные парковки, электронный документооборот, запись к врачу по интернету, единая диспетчерская служба МЧС, беспилотное "Яндекс. Такси" - все это работающие элементы "умного города".

- Надо создавать интеллектуальные центры городского управления - не только для чрезвычайных ситуаций. Это позволит синхронизировать все имеющиеся ресурсы, - считает Андрей Чибис.

Дополнительных средств из федерального бюджета на проект "Умный город" не предусмотрено. Поддержку можно получить в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика" и нацпроекта "Жилье и городская среда". Но чтобы получить деньги, мэрам предстоит понять идеологию "умного города" и просчитать затраты. И, конечно, привлечь инвесторов - предполагается, что значительную часть программы профинансирует частный капитал. Практика показывает, что бизнесмены проявляют живой интерес к технологическим новшествам.

45 муниципалитетов из 26 регионов уже подали заявки на участие в проекте smart city, с 19 городами такие соглашения подписаны. В кулуарах калужского форума мэры, несмотря на решимость внедрять передовые системы управления, сетовали: конечно, от грамотных управленческих решений зависит многое, но что делать, когда не хватает уборочной техники, а износ коммунальной инфраструктуры доходит до 80 процентов? В той же Калуге внедрена электронная запись на прием к врачу, но горожанам порой по-прежнему приходится часами выстаивать очереди... Но начинать надо, и чем раньше, тем лучше.

В Воронеже об элементах "умного города" предметно заговорили в 2017-м, в связи с проектами, которые в рамках международного сотрудничества реализовали специалисты из Японии. На десяти перекрестках по Московскому проспекту и улице Плехановской (самые загруженные транспортные артерии города) установили "умные светофоры", способные реагировать на плотность трафика. Аппаратуру предоставила японская компания Kyosan Electric, а опоры смонтировали за счет муниципального бюджета. По данным контрольных замеров, пропускная способность дороги в часы пик выросла на четверть. Однако при этом в пробках встали улицы, перпендикулярные проспекту. Власти города заверили жителей, что дисбаланс будет устранен, когда японская техника появится и на других улицах. Места под "умные светофоры" определены, но до закупок оборудования дело пока не дошло.

Зато появился другой многообещающий проект - "умные остановки". В прошлом году мэрия Воронежа заявила о том, что новые стильные павильоны с картой-схемой маршрутов, электронным табло, освещением, USB-разъемами для зарядки гаджетов и зоной бесплатного Wi-Fi украсят шесть центральных улиц. Всего планировалось сделать 12 таких остановок. В перспективе там должны появиться терминалы для оплаты услуг и покупки билетов. Первый "умный павильон" смонтировали под Новый год на улице Пушкинской у Центрального рынка. Однако неразбериха с маршрутами общественного транспорта, которые должны пролегать через эту остановку, почти сразу же затмила все прелести новых технологий. В порядке эксперимента власти города решили завести на Пушкинскую автобусы малой и средней вместимости, до того ходившие по параллельным и более широким улицам. Это оказалось неудобным для многих пассажиров и привело к падению выручки перевозчика. В итоге на Пушкинской остались маленькие автобусы, а средние вернулись к старой схеме движения.

Возможно, успешным окажется применение интеллектуальных технологий для строительства жилья. Два года назад под руководством инженеров из японской Nice Holdings Inc в столице Черноземья был возведен "Умный и здоровый дом". Коттедж с деревянным каркасом, солнечными батареями, рециркуляцией воды и климат-контролем сейчас служит лабораторией для опорного университета. Местная компания, участвовавшая в возведении объекта, намерена масштабировать опыт, создав целый поселок на 500 человек в ближайшем пригороде Воронежа. "Чертовицкая дубрава" под Рамонью займет 27 гектаров.

- Экодеревня рассчитана на 141 домовладение, - рассказал полпреду президента в ЦФО Игорю Щеголеву гендиректор компании-застройщика Андрей Соболев. - Первоначально будет построено пять демонстрационных вариантов от 122 до 220 квадратных метров из домокомплектов, которые поставляет японский партнер. Эти проекты станут типовыми для строительства остальных зданий поселка. В перспективе производство домокомплектов для "умных домов" откроется в России.

Под каждый дом выделят от восьми до 20 соток. Жители экодеревни смогут пользоваться социальной инфраструктурой, которую построят в Айдаровском сельском поселении. Там появится школа, ФАП, спортивные объекты и магазины.

Источник:https://rg.ru/2019/03/26/reg-cfo/v-kaluge-predstavili-koncepciiu-umnogo-goroda.html

giszhkh.png